КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА
30.12.2019

Титры к фильмам как отдельное искусство

Вступительные титры для фильма – то же самое, что обложка для книги. Подход к их созданию изменялся по мере взросления индустрии. Их считают неотъемлемой частью картин и более того – отдельным видом искусства. В коротком обзоре мы покажем, как развивались титры в кино, и к каким источникам обращаться при подготовке собственных (за шрифтами и вдохновением).
Титры к фильмам как отдельное искусство

Эпоха немых картин

Титры в фильмах делятся на заглавные (открывающие, title sequence), промежуточные и заключительные (закрывающие). Обычно с ними связывают типографику – отрасль графического дизайна, посвященную оформлению печатного текста. Разумеется, искусство «тайтл сиквенс» не ограничено только подбором шрифтов и компоновкой слов.

Ранние примеры заглавных титров порой поражают изобретательностью. Например, Дэвид Уорк Гриффит умудрился пять раз упомянуть себя на вступительном кадре «Нетерпимости» (1916). 

Intolerance opening title

Открывающий титр к фильму «Нетерпимость»

Как и сейчас, в эпоху немого кино титры были одновременно необходимостью (нужно упомянуть задействованные в производстве компании и членов съемочной группы) и выразительным средством. Так, на заставках «Кабинета доктора Калигари» (1920) и «Заключенного № 13» (1920) вы увидите эксперименты со шрифтами и разделение информации на важную и второстепенную по размеру.

В немых лентах получили распространение так называемые интертитры (letter cards, inter-titles) – карточки, сообщающие о смене места событий и сути диалога. Ими занимался специальный художник-шрифтовик, обсуждавший содержание с режиссером и сценаристом.

В СССР 1920-х гг. титры выплеснулись на киноплакаты. Особенно заметными были работы братьев Стенбергов, штатных плакатистов «Совкино». Они творчески оформляли афиши. Для «Человека с киноаппаратом» (1929) Дзиги Вертова художники придумали композицию с текстом, расположенным по окружности. Окружность похожа на спираль киноленты, плюс сходство с пленкой подчеркивают белые буквы на черной подложке.

Афиша к фильму Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом"
«Человек с киноаппаратом»

В 1929 г. на первой церемонии вручения «Оскаров» награды в номинации «Best Writing (Title Writing)» удостоился Джозеф Уайт Фарнэм (Joseph W. Farnham), работавший над «Красной мельницей» (1927). Интересно, что статуэтки тогда еще не называли «Оскарами». Но важнее другое: уже в 1930-м Киноакадемия отказалась от чествования графических дизайнеров из-за наступления эры звукового кино. Впоследствии номинацию несколько раз пытались вернуть, однако этого так и не произошло.

Эксперименты 1950- и 1960-х гг.

1930–1940-е гг. стали периодом затишья для художников, трудившихся над титрами. Ренессанс случился в 1950–1960-х гг., когда синхронно о себе заявили Сол Бэсс (Saul Bass), Морис Байндер (Maurice Binder) и Пабло Ферро (Pablo Ferro).

Сол Бэсс – пожалуй, самый знаменитый дизайнер титров. Он причастен к лентам «Человек с золотой рукой» (1955), «На север через северо-запад» (1959), «Прогулка по беспутному кварталу» (1962), «Казино» (1995) и многим другим. В своих заставках Бэсс совмещал «бумажную» анимацию, живые съемки, монтаж, движущиеся картинки и слова, компьютерные эффекты. Ему хорошо удавались цепкие образы (кошачьи глаза в «Прогулке по беспутному кварталу»), он подбирал неожиданные сочетания (титры, едущие по небоскребу в «На север через северо-запад») и удачно накладывал изображения на музыку («Человек с золотой рукой»). Творчеством Бэсса вдохновлены яркие интро к «Корпорации монстров» (2001) и «Поцелую навылет» (2005).

 Титры «На север через северо-запад»


Морис Байндер прославился как автор заставок к картинам об Агенте 007 (начиная с «Доктора Ноу», 1962). Именно он придумал классический кадр с Бондом в дуле пистолета.

Тайтл сиквенс «Доктора Ноу»

Что до Пабло Ферро, то в он нарисовал от руки титры в «Докторе Стрейнджлаве» (1962) и применил сплит-скрин монтаж в заставке к «Афере Томаса Крауна» (1968).

Титры к фильму «Афера Томаса Крауна»

Минимализм 1970- и 1980-х гг.

Примерно с 1970-х гг. в титрах стали перечислять всех, кто заглядывал на съемочную площадку. Они неимоверно разрослись – в начальных теперь приводили только важные имена, а в финальных – все остальные. Интро совмещалось с завязкой истории. На какое-то время в кино восторжествовал минимализм.

Ричард Гринберг (Richard Greenberg) и Стивен Франкфурт (Stephen Frankfurt) лаконично подошли к заставке «Чужого» (1979). Слово «alien» тут просто медленно вырисовывается на экране, готовя зрителя к тягучей атмосфере неопределенности.

«Чужой» - тайтл сиквенс

В «Звездных войнах» Джордж Лукас тоже оставил лишь название, снабдив его выплывающими абзацами текста. Брифинг стал визитной карточкой серии.

Титры «Звездных войн»

Только название показывают и во вступлении «Охотников за привидениями 2» (1989). К слову, моду на подобный минимализм задал еще «Гражданин Кейн» (1941).

Любопытен подход Вуди Аллена. Он с давних времен неизменно представляет актеров белым по-черному и использует шрифт Windsor.

Современность

В наши дни многие картины обходятся без вступительных титров, а заглавие помещают в конец фильма (см. «Город героев, 2014). Заставки студий погружаются в «матрицу» и ржавеют («Безумный Макс: Дорога ярости», 2015), создатели кинокомиксов придумывают «сцены после титров», а Джеки Чан – оставляет место для неудачных дублей. Дошло до того, что финальные титры пускают сверху вниз («Семь», 1995) и даже задом наперед («Правила секса», 2002 – «перемотка» вообще характерна для этой картины Роджера Эвери). Примечательно, что авторы сериалов не отстают от «большого кино» – вспомните интро «Безумцев» или «Игры престолов».

Приведем несколько показательных примеров современных «опенингов». Начнем с Кайла Купера и его заставки для триллера «Семь». В ней вы увидите нацарапанный шрифт, записи сделанные неровной рукой убийцы, вырезки из газет и фотографии. The New York Times Magazine назвал работу Купера одной из важнейших инноваций в дизайне 1990-х гг.

«Семь»

В интро «Марс атакует!» (1996) титры вертятся и летают в такт крутящимся тарелкам инопланетян.

«Марс атакует!»

«Миссия: невыполнима» (1996): центральный элемент – традиционный для серии пылающий шнур.

«Миссия: невыполнима»

В «Бойцовском клубе» (1999) вы перемещаетесь по мозгу главного героя. Это выдает основную интригу фильма – Тайлер Дёрден, собеседник главного героя, существует только в его сознании.

«Бойцовский клуб»

В анимационных титрах «Поймай меня, если сможешь» (2002) пересказан едва ли не весь сюжет.

«Поймай меня, если сможешь»

«Наполеон Динамит» (2004) – тут в дело пошли кетчуп, карточки и карандашные рисунки.

«Наполеон Динамит»

«13 район» (2004) – надписи на стене, окружающей, собственно, Район № 13.

«Оружейный барон» (2005) – в опенинге показана история пули: от завода до «цели».

«Оружейный барон»

«Город грехов» (2005): в интро – кадры из комикса. 

«Здесь курят» (2005): титры – надписи на сигаретной пачке.

«Здесь курят»

«Хранители» (2009): как и в «Рассвете мертвецов» (2004), Зак Снайдер воспроизвел события, предшествовавшие фильму. Заставку можно назвать ожившим комиксом.

«Хранители»

«Вход в пустоту» (2009): культовое «кислотно-клубное» интро. Квентин Тарантино считает его едва ли не лучшим в истории кино.


«Вход в пустоту»

Итак: последовательность титров задает тон картине, а искусство ее создание давно почитается в киносообществе как отдельная профессия или даже специализация студий. По заставке мы зачастую составляем первое представление о ленте, а случается, что она остается и важным воспоминанием о нем.

С винтажными шрифтами из старого кино позволяет ознакомиться ресурс HPHLS Vintage Prop Fonts. Часть разрешено загрузить бесплатно. Проводниками по истории титров послужат artofthetitle.com, watchthetitles.com, titledesignproject.com и, конечно, Movie Title Stills Collection – база вступительных и заключительных титров за последние 100 лет, собранная дизайнером Кристианом Анньясом (Christian Annyas).